Требования к климату социальных объектов

В статье описываются основные требования к климату трех видов объектов социальной инфраструктуры: детских садов, больниц и МФЦ. Рассматривается  ответственность на несоблюдение требований установленных норм.

МФЦ

Помещения многофункционального центра в соответствии с законодательством Российской Федерации должны отвечать требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также должны быть оборудованы средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой кондиционирования воздуха, иными средствами, обеспечивающими безопасность и комфортное пребывание заявителей [1].

Места организации предоставления услуг на базе МФЦ должны удовлетворять следующим нормам [2, 3, 4]:

1. Соблюдение требований к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для пользователей [11

2. Соблюдение требований к естественному и искусственному освещению [a, 10, 12].

а) Устанавливаются требования к освещению помещений жилых, общественных и административно-бытовых зданий (КЕО, нормируемая освещенность, цилиндрическая освещенность, объединенный показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности)
Соблюдение норм коэффициента пульсации освещенности позволяет предотвратить отрицательное влияние фликера, стробоскопического эффекта и снизить зрительное и общее утомление человека.

Фликер — субъективное восприятие колебаний светового потока искусственных источников света по величине и во времени

b) Также нормируемое значение коэффициента пульсации устанавливается в отношении детских и лечебных помещений с повышенными требованиями к качеству освещения [5]

3. Соблюдение требований к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений [13]

a) В зданиях следует предусматривать системы отопления, вентиляции, а при необходимости кондиционирования, обеспечивающие соответствующую температуру, влажность, очистку и обеззараживание воздуха [6].

4. При проектировании многофункциональных зданий и комплексов необходимо обеспечивать защиту от источников внешнего шума жилых и общественных помещений и прилегающей территории. Требуемое значение снижения шума, выбор мероприятий и средств шумозащиты определяют с учетом характеристики источников внешнего шума. Допустимые уровни шума для жилых и общественных помещений следует принимать в соответствии с [8].

5. Также, в многофункциональных зданиях и комплексах допускается устройство помещений для временного пребывания и досуга детей (игровые зоны) с соблюдением [5] и [14].

Детские сады

Места осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, должны удовлетворять следующим нормам [5]:

1. Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий [a, 10]

2. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии.

3. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

а) Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей не должна превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест [9].

b) Уровни шума на территории дошкольных образовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки [8].

c) Температура воздуха в помещениях в период пребывания детей должна поддерживаться в пределах от 21 до 24°С, относительная влажность 40-60%. Во время сна детей температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах от 19 до 20°С [7].

d) Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

(1) При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С [7].

Больницы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность [15]:

1. Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы

а) Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), проводят в соответствии с санитарными правилами по требованиям к электромагнитным полям в производственных условиях [16].

b) Уровни шума в палатах не должны превышать гигиенические нормативы для жилых и общественных зданий [8]

2. На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения) [15; Приложения 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11].

Нарушения

Ответственность за выполнение требований Санитарных норм возлагается в установленном законом порядке на руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.

Контроль за выполнением Санитарных норм осуществляется органами и учреждениями госсанэпиднадзора России в соответствии с [17] и с учетом требований действующих санитарных правил и норм.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование [17].

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

1. организацию и проведение проверок выполнения […] требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
[…]

4. применение […] мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений […] и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Надзор за соблюдением санитарных норм и правил в России государство возлагает на специальные организации, находящиеся в подчинении Роспотребнадзора — ЦГСЭН.

Функции ЦГСЭН входит регулярное проведение, контроль за соблюдением санитарных норм в детских садах, школах, больницах и т. д. Также эти организации занимаются внеплановыми проверками санитарных норм и правил в различных учреждениях и даже жилых домах.

В случае нарушения прав на безопасность для жизни и здоровья услуг, оказываемых различными организациями и предприятиями, необходимо подавать обращения в ЦГСЭН.

Такие заявления обязательно должны регистрироваться и рассматриваться в соответствии с [20].

Подать заявление на бумажном носителе можно одним из следующих способов:

  • вручив секретарю;
  • передав лично уполномоченному сотруднику, записавшись на личный прием;
  • отправив по обычной почте заказным письмом.

Для подачи заявления в электронном формате достаточно зайти на официальный сайт ЦГСЭН подходящего региона, перейти в специальный раздел и заполнить небольшую форму обращения.

Российское законодательство также позволяет подавать жалобы и другие обращения в устной форме.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [17].

Нарушение законодательства [16] в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий [18]:

  1. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа
  2. Административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей [19]:

  1. Наказывается штрафом […] в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев
  2. Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
  3. Обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов
  4. Исправительными работами на срок до одного года
  5. Ограничением свободы на срок до одного года

Список источников

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 г. Москва «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
  2. Лучшие практики мониторинга и оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг и деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
  3. Правовой акт Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.05.2011 N 550 (ред. от 16.11.2011) «Об утверждении Положения о мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Владимирской области».
  4. Правовая база Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «О создании комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и 58 муниципальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе» от 18 декабря 2013 года №1077-П.
    Свод правил «Естественное и искусственное освещение» (daylighting and artificial lighting)
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  6. СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования. Свод правил (Mixed-use buildings and complexes. Regulations of design) (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 августа 2014 г. N 440/пр)
  7. СанПиН 2.4.1.3147 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (с изменениями на 14 августа 2015 года)
  8. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36)
  9. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (с изменениями на 31 мая 2018 года)
  10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
  11. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
  12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г.)
  13. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»
  14. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  15. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
  16. СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»
  17. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  18. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
  19. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
  20. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ

Поделиться с друзьями

Об авторе:

Антон

СTO
проекта Climateguard

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Закрыть меню